Potpurri
Слово “попурри” (рot-pourri, potpourri) имеет много значений, но дословно переводится с французского как “гнилой горшок”. “Попурри”, о которых пойдет речь здесь, представляли собой смеси лепестков разных садовых цветов – в первую очередь, роз, иногда с добавлением ароматных трав (лаванды, розмарина, чабреца) и даже специй. В чем же причина такого странного выражения, обозначающего, казалось бы, приятно пахнущую цветочную смесь?
читать дальшеРазгадка – в процедуре изготовления и принципе действия старинных «попурри», что изготовлялись популярным в то время «влажным» способом.
Главным компонентом были свежие лепестки роз, также добавлялись масла, лепестки и листья других растений (например, лаванды, ромашки, вербены, герани). Компоненты помещались в керамический сосуд (нередко очень красивый) слоями и перекладывались солью, коричневым сахаром, нередко с добавкой специй (лаврового листа, душистого перца, корицы, гвоздики) и даже бренди. Далее смесь следовало поставить под пресс на две-три недели, при этом периодически помешивать.
Полученный продукт либо продолжал храниться в горшочке (его время от времени открывали, чтоб наполнить комнату ароматом, и часто ставили поближе к огню для усиления запаха), либо настаивался еще несколько недель без перемешивания. В результате образовывалась плотная масса, которую разделяли на мелкие кусочки, смешивали дополнительно со специями и помещали в сосуд – непрозрачный, так как смесь выглядела неприятно и служила только для запаха.
Другой, не менее популярный вид попурри, распространенный и в наше время – это смесь высушенных цветочных лепестков, трав, шишек, масел, пряностей. Такое ассорти, в отличие от влажных попурри, чаще всего выглядит приятно, поэтому может храниться в сосуде из стекла.
Позднее в смеси стали добавлять некоторые экзотические масла и компоненты, эти добавки не только придавали дополнительные нотки, но и могли служить закрепителями запаха – как, например, сандаловое дерево или корень ириса.
Цветочно-лепестковую смесь также можно было измельчить и зашить в подушечки-саше, для которых нередко использовались специальные виды ткани. Саше также отделывали ленточками и кружевами. Как и в наше время, их помещали в шкафы с одеждой и ящики с бельем, где подушечки выполняли, по сути, тройную функцию: создавали приятный аромат, поддерживали свежесть, а также предотвращали появление моли и насекомых-паразитов. Более крупные саше клали в постель (dream pillows), и в растительную смесь для них специально добавляли травы с успокаивающим воздействием - валериану, ромашку, шлемник.
Pomander
Еще одним необычным «ароматизатором» был так называемый pomander (слово переводится как ароматический шар, но в данном случае подразумевает вполне конкретное изделие).
В кожице апельсинов делали дырочки и утыкивали фрукт гвоздиками гвоздики (специи). Затем апельсины обваливали в смеси пряностей (корицы, молотой гвоздики, душистого перца, мускатного ореха, корня ириса), и давали настояться в теплом «укромном» месте, постоянно переворачивая. Постепенно апельсины ссыхались и твердели, после чего их можно было обвязать ленточкой и подвесить в шкафу, либо же использовать как елочную игрушку. В викторианское время pomander очень часто хранили именно в шкафах с одеждой как средство от моли. Запах сохранялся очень долго, больше года, а чтобы обновить его, достаточно было смочить сухой плод в теплой воде и снова обвалять в специях. На скорую руку нечто, напоминающее pomander можно было изготовить, утыкав яблоко гвоздикой и подогрев для усиления аромата, как описано в цитате в начале поста. Сейчас словом pomander также обозначаются шарообразные букеты из мелких роз.
Nosegays
Еще одним очень распространенным источником приятных ароматов были так называемые nosegays – маленькие душистые букетики, которые можно было прикладывать к носу в случае неприятного запаха в помещении или на улице. Букетики также часто подвешивали к дверям и стропилам помещений. В викторианскую эпоху были особенно популярны Tussie Mussie – «говорящие» букетики, которыми обменивались и друзья, и влюбленные. В этих букетах каждое растение и цветок имели свое значение, символизировали чувство, эмоцию или знак. Таким образом, с помощью букета можно было передать целое зашифрованное послание – издавались даже «рецепты» букетов с определенным, «закодированным» цветами, смыслом, набором пожеланий по случаю праздника или события, как для близких людей, так и для просто знакомых.
За информацию спасибо коммюнити
ru_victorian