Ажур (фр. a jour - букв. "на свет") - сквозная тонкая кружевная ткань.
Азям (озям) - вид грубого некрашенного крестьянского сукна
Аксамит (оксамит) - от греч. hex "шерсть" и mitos "нити" - шестиниточный. Драгоценная тяжелая шелковая ткань, род рытого бархата или парчи. Изготавливалась вручную. Часто с вытканным пряденым золотым или серебряным орнаментом. Преобладающими были "звериные" узоры: стилизованные грифоны, львы. орлы и пр., расположенные обычно в круглых медальонах, тона - красный и фиолетовый. Использовалась для особо парадных облачений, на Руси известна с глубокой древности.
читать дальшеАлександрейка (александрийка, ксандрейка) - красная хлопчатобумажая ткань с пропиткой другого цвета (белого, синего, желтого). Использовалась для изготовления крестьянских рубах.
Алтабас (от тур. altynbas) - плотая шелковая ткань с орнаметом или фоном из золотой или серебряной вызолоченной нити, разновидность парчи. Высоко ценилась и применялась для нужд царского двора и высшего духовенства.
Армяк (тюрк.) - домоткная ткань из верблюжьей шерсти.
Атлас (араб., букв. "гладкий") - плотная шелковая ткань с гладкой блестящей лицевой стороной, создаваемой особым, атласным, переплетением нитей. Атласные ткани в 16-17 веках поступали в Россию из Ирана, в 8-19 вв. призводились на русских мануфактурах.
Баберек - шелковая парча.
Байбрак - плотная шелковая парчовая ткань.
Багрец - драгоценная багряная (пурпурная) шелковая тяжелая ткань, идущая на дорогие (царские) одежды.
Байка (от голл. baai) - первоначально шелковая, позже хлопчатобумажная ткань с ворсом на изнаночной стороне. Появилась в Росии в начале 18 в.
Бареж - ткань в технике газового ткачества из шелка, шерсти или хлопка. Названа по местечку Бареж (Bareges) во Французских Пиренеях. Распространена в России с начала 19 в.
Баркан (баракан) - от немецкого Bercan или голландского barkaan, плотная с рубчатой поверхностью шерстяная или хлопчатобумажная ткань из туго скрученной пряжи, сорта которой определялись соотношением толщины нитей утка и основы.
Бархат (от араб.- тюрк. Barrakan) - ткань с густым, низко остриженным ворсом на лицевой стороне, удерживаемым "грунтом" полотняного или саржевого переплетения. Разновидность бархата - рытый бархат, в котором ворс покрывает только фон или только узор.
Басон (от фр. passement - галун, тесьма, позумент) - плотная узорчатая ткань в виде узкой ленты, тесьмы (иногда с полосками) для отделки одежды, драпировки и т.д. Использовалась в Росcии с 18 в.
Батист (фр. batist) - тонкая легкая полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Названа по имени французского мастера 18 века Батиста Шамбре, который впервые в Европе стал делать тонкую полупрозрачную льняную ткань.
Бумазея (бомбазея, бамбазея) (фр. bombasin) - мягкая хлопчатобумажная платьевая ткань с начесом с изнаночной стороны. В Росии известна с 17 в. Из нее шились дамские кофточки и платья, мужские рубашки-косоворотки.
Бязь (от араб. bazz) - толстая, довольно грубая хлопчатобумажая ткань, производившаяся отбеленной, гладкоокрашенной или в ораментированой в технике набойки.Появилась в России в 16 в., ипользовалась на подкладку для опашней, кафтанов и пр., на изготовление постельного и носильного белья.
Глазет (от фр. glase - "блестящий") - ткань с шелковой основой и металлическим утком серебряного цвета, разовидность парчи. В 18 в. она использовалась и в мужской, и в женской одежде, в 19 - за редким исключением только в церковных облачениях.
Грезет (гризет, резет) (от фр. gris - серый") - шелковая или шерстяная одоцветная ткань с тканым рисунком, первоначально только серого цвета. В Росии получила широкое распространение в 18 в.
Гриделин (гриделен) (от фр. gris de ligne "серый в полоску") - ткань серого цвета в мелкую полоску, чаще черную, реже белую. В 18 в. так называли многие ткани с мелкими полосами по серому фону.
Гродетур (гарнитур) (от фр. gros-de-Tours. первоначальное место производства - г. Тур во Франции) - очень плотная одноцветная, как правило темных оттенков шелковая ткань, каждая нить основы которой закрыта двумя нитями утка. Не мнущаяся и ноская. Получила распространение в среде купечества и духовенства.
Дама (от фр. damas, восходит к названию г. Дамаск в Сирии, месту первоначального производства) - одноцветная ткань с текстильным орнаментом, сочетающим атласное и полотняное переплетение, могла быть изготовлена из шерсти, шелка или хлопка. Не имела изнанки, могла применяться на обе стороны. По исходному сырью различаются дафар - мебельная ткань из смешанной пряжи, дамаскет - ткань, похожая на парчу с узором из металлических нитей по атласому фону, дамаскин - "ткань с букетами или узорами всех цветов", дамаскин-да-лила - "очень тонкая шерстяная материя", дамаст - хлопчатобумажная ткань белого цвета с блестящим цветочным узором по матовому фону, дамассе - ткань из любого сырья с очень крупными блестящими узорами по матовому фону, дамассин - одна из немногих тканей данного типа, имеющая лицо и изнанку.
Казимир (от фр. casimir) - плотная гладкоокрашенная шерстяная ткань саржевого переплетения, "вышедшая из употребления шерстяная ткань, легкое суконце, полусукно с косой ниткой"
Камка (от турк. kamka) - тонкая шелковая ткань с разнообразными тексильными узорами, выполенными сочетанием атласного и других переплетений. Характерной особенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном). Известна на Руси издавна.
Куфтерь - лучший сорт итальянской камки, чаще всего с крупным узором.
Камлот (от фр. camelot - ткань из шерсти ангорской козы, от араб. hamlat - шерстяной плюш) - шерстяная или полушерстяная ткань обычно темного цвета. В России известна с 1-й трети 18 века. В русской деревне использовалась для шитья верхей одежды и сарафанов.
Канават - шелковая полосатая или клетчатая ткань коричнево-оранжевого цвета, часто с узором (букеты цветов, ромбы), вытканным золотой, серебряной или медной нитью.
Кармазин (от араб. germazi, girmizi "ярко-красный") - очень тонкое сукно ало-красного цвета. Хорошо известна на Руси с 16 века.
Киндяк - хлопчатобумажная ткань с набивным узором. Впервые упоминается Афанасием Никитиным в 15 в.
Китайка (от названия государства Китай, места первоначалього производства) - плотная, преимущественно шелковая или хлопчатобумажая ткань синего цвета, иногда то же, что и нанка.
Кострыж - один из самых грубых и толстых сортов ткани, типа дерюги.
Крашенина - грубая крашеная ткань домашего изготовления.
Креп (от фр. crepe "завеса, покрывало") - шерстяная или шелковая ткань, для основы которой применяли туго скрученную нить, а для утка - некрученую, что создавало на лицевой поверхности неровности, шероховатости. Особенно ценился английский креп - шелковый, черного цвета, использовавшийся главым образом для траурных повязок.
Кумач (восх. через тюрк. к арабск. kumas) - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения ярко-красного, реже синего цвета. Известна в России с 18 в.
Левантин (от фр. levantine, ит. levante. восходящих к лат. levans - "поднимающий") - очень плотная в несколько нитей утка и основы шелковая одноцветная ткань. Широкое распространение получила в 18 - первой половине 19 вв.
Люстрин (от фр. lustre "глянец. блеск") - блестящая жестковатая шерстяная ткань различных цветов. Известна в России со 2 половины 18 в.
Лятчина - сукно из овечьей шерсти летней стрижки
Мадаполам (по названию местечка в Индии) - тонкая и плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, получаемая отбеливанием миткаля с последующим глянцеванием для придачи легкого блеска. Известна с середины 18 века, являлась одной из лучших тканей для белья и была только белой.
Миткаль (от перс. mitakali) - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из пряжи низких номеров. Известна на Руси с 15 века. Обычно ткался из неотбеленной пряжи, поскольку предназначался в качестве исходного материала для получения других хлопчатобумажных тканей.
Муар (муаре, моар)(от фр. moire - муар) - ткань, обработанная специальными прессами, сдвигающими нити так, что на поверхности остаются волнистые разводы, более всего заметные на шелковых одноцветных материалах. Выше всего ценился мелкий четкий отлив. Такой муар часто делали в виде лент, на которых носили ордена и пр.
Муслин (от названия г. Муслин в Ираке) - очень тонкая ткань полотняного переплетения, из хлопка, шерсти, шелка или льна. Вошла в моду в конце 18 в.
Мухояр (от араб. "ткань из козьей шкуры") - пестротканая ткань из смеси льна, шерсти, реже хлопка, окрашивавшейся в пряже. На Руси со времен Ивана Грозного известна как привозная бухарская хлопчатобумажная ткань с шерстяной или шелковой нитью. Употреблялась в крестьянской одежде.
Нанка(от г. Нанкин в Китае) - плотная хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения, известна с 16 в. Долгое время отличалась характерным желтым цветом с красноватым отливом.
Объярь (обирь) - шелковая переливчатая одноцветная ткань. Название известно с допетровского времени. Считалась тканью более высокого качества, чем муар.
Павлоки - общее название драгоценных узорных тканей в древней Руси.
Парча (от тат. parca) - ткань на шелковой основе с металлическими (обычно мишурными утками, покрывающими всю поверхность (в гладкой парче) или служащими фоном для дополнительных шелковых утков, образующих узор. В 16-17 вв. ввозилась из Ирана и Турции, затем из Италии и Франции. С 18 в. изготавливалась в России.
Пестрядь (пестрядина, пеструшка, пестрорядь) (от "пестрый", относившегося в древности к ткани из пеньки) - ткань из остатков пряжи различного рода (шерсть, лен, хлопок) и цвета, нередко в полоску, домотканая.
Плис - хлопчатобумажная или шерстяная ткань в бархатной технике с длинным (до 6 мм) ворсом. В России распространился с 18 в.
Плюш (от нем. plusch "волос") - шелковая, шерстяная или бумажная ткань с ворсом на лицевой стороне, более длинным чем у бархата. Известен в России с 17 в., применялся для шитья нарядных платьев, верхней одежды и др.
Поплин (попелин) (от фр. popeline, ит. papelino "папский") - ткань полотняного переплетения на шелковой основе и шерстяного или хлопчатобумажого утка, что способствует образованию мелких рубчиков на обеих сторонах ткани. В России производился с 18 в. Самым дорогим сортом был гродезин.
Посконь (посконина) - ткань из мужских стеблей конопли, дающих более тонкое волокно, чем из женских, идущих на пеньку. Производилась в крестьянских хозяйствах, символ бедности.
Равендук (равентук) (от голл. ravendoek - тонкая парусина) - ткань полотняного переплетения из различных видов пряжи. Использовалась для парусов, солдатских плащей. С середины 18 в. производится в России.
Ратин (от фр. ratiner - завивать) - шерстяная ткань саржевого переплетения со слегка волнистым ворсом, образующим характерные бугорки, получаемые в результате тепловой обработки на доске с шероховатой поверхностью. В России известна со 2 половины 18 века. Использовалась для шитья верхней одежды, покрытия шуб.
Рогожка (рогожа) - хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения, у которой нити переплетаются попарно. Так же называют и ткань редкого полотняного переплетения.
Сермяга - домотканое грубое некрашенное сукно.
Серпянка (от перс. sarpanak) - льняная, рыхлая с редким расположением нитей ткань, напоминающая современную марлю. Производилась главным образом в крестьянских хозяйствах, поэтому она служила знаком незавидного положения, материальной недостаточности. Для одежды использовалась только городской беднотой.
Ситец (от голл. sits - "пестрый") - легкая хлопчатобумажная ткань, получаемая отделкой сурового миткаля - крашением, нанесением орнамента в технике набойки или "печатания". В 18 в. стал модной тканью, ценившейся довольно высоко из-за трудоемкости работы.
Скарлат - пурпурная ткань.
Сукно - шерстяная или полушерстяная ткань полотняного переплетения с последующей обработкой, в результате которой соединение нитей скрывается ворсом.
Стамед (стамет) (от лат. stamen "ткацкая основа") - шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно красного цвета. На Руси появилась во 2 половине 16 века.
Тарлатан - хлопчатобумажная полупрозрачная ткань полотняного переплетения с тканым орнаментом в клетку. В России известна со 2 половины 18 в.
Тафта (от перс. tafta "сотканное") - шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных нитей основы и утка. Отличалась тонкостью, но при этом была жесткой, топорщащейся. Издавна получила в России большое распространение, из нее изготавливались сарафаны, платки, на подкладку шел самый тонкий сорт ткани - армоазен. В 18 в. тафту дополнительно расшивали и использовали для дамских верхних юбок.
Тик (от голл. tijk "плотная ткань") - очень плотная льняная или хлопчатобумажная ткань. Известна в России с 1й четверти 18 века, использовалась на одежду простым народом.
Флоры (флор) (от нем Flor) - тонкая прозрачная траурная ткань черного цвета
Словарь тканей, 19 век, Россия.
Ажур (фр. a jour - букв. "на свет") - сквозная тонкая кружевная ткань.
Азям (озям) - вид грубого некрашенного крестьянского сукна
Аксамит (оксамит) - от греч. hex "шерсть" и mitos "нити" - шестиниточный. Драгоценная тяжелая шелковая ткань, род рытого бархата или парчи. Изготавливалась вручную. Часто с вытканным пряденым золотым или серебряным орнаментом. Преобладающими были "звериные" узоры: стилизованные грифоны, львы. орлы и пр., расположенные обычно в круглых медальонах, тона - красный и фиолетовый. Использовалась для особо парадных облачений, на Руси известна с глубокой древности.
читать дальше
Азям (озям) - вид грубого некрашенного крестьянского сукна
Аксамит (оксамит) - от греч. hex "шерсть" и mitos "нити" - шестиниточный. Драгоценная тяжелая шелковая ткань, род рытого бархата или парчи. Изготавливалась вручную. Часто с вытканным пряденым золотым или серебряным орнаментом. Преобладающими были "звериные" узоры: стилизованные грифоны, львы. орлы и пр., расположенные обычно в круглых медальонах, тона - красный и фиолетовый. Использовалась для особо парадных облачений, на Руси известна с глубокой древности.
читать дальше